Люди любят путешествовать. Не все, конечно, но многие. Количество путешественников сегодня таково, что существует целая отрасль экономики, обслуживающая эту категорию людей – туризм. Для большинства путешествие, к сожалению, сводится к поездке до популярного пляжного курорта и дальнейшему десятидневному лежанию на солнцепеке. Однако есть и другой вид путешественников – те, кто любят узнавать что-то новое. Именно эти люди ходят на экскурсии, посещают музеи и выставки.
Зарабатывать на путешественниках-туристах можно и нужно, о чем свидетельствует существование десятков тысяч крупных и малых турагентств в нашей стране. Конкуренция на этом рынке достаточно высокая, однако есть одна ниша, которая остается практически свободной до сегодняшнего дня – экскурсионный бизнес. Нет, провести вас по центральной улице любого крупного города и потыкать пальцем в обшарпанные здания дореволюционной постройки – гид найдется всегда, но вот с необычными, а вернее с небанальными экскурсиями в России по-прежнему очень туго. Это и дает предприимчивым людям большие возможности для заработка.
Экскурсионный бизнес интересен тем, что начать его можно в принципе совсем без стартового капитала, ведь даже студент, должным образом подготовившись, может поймать возле гостиницы зазевавшегося туриста и устроить ему экскурсию по городу. Конечно, лучше сразу на площадке http://business-asset.ru/prodazha-biznesa/ купить готовый бизнес в этой сфере, пусть даже и не совсем успешный. «Перезагрузить» существующее экскурсионное бюро намного легче и эффективнее, чем начинать всё с нуля.
Как нетрудно догадаться, экскурсионный бизнес будет наиболее успешен в тех городах, где бывает много туристов и других иногородних гостей. Курортные города юга, Москва, Питер и «Золотое кольцо» - для экскурсионного бюро подойдут наилучшим образом. Однако работа найдется даже там, где туристы бывают нечасто: крупный город сам по себе способен генерировать определенное количество клиентов из числа местных жителей, интересующихся историей и современностью родного края.
Начинать экскурсионный бизнес следует с детального изучения конкуренции. Изучите «меню» существующих в вашем регионе экскурсионных бюро, выясните, какие экскурсии они предлагают, по возможности посетите все эти экскурсии. Так вы не только увидите, как выглядит данный бизнес на практике, но и быстро поймете, чего же в нем не хватает, какие «белые пятна» оставили ваши конкуренты.
Как правило, большинство бюро предлагают лишь несколько стандартных экскурсий, мало чем отличающихся от школьных: прогулка по историческому центру города с подробным описанием, какой дом какой архитектор построил, и где ночевала Екатерина Вторая во время поездки из Петербурга в Крым; экскурсия на местный ликеро-водочный, винный или шампанский завод (или еще что-нибудь в этом духе); экскурсия по местам боевой славы (если в регионе проходили бои во время Второй мировой войны) и экскурсия в местный природный заповедник (к живописному озеру, водопаду, уникальному лесу, интересному оголению скальной породы и т.п.) Безусловно, все эти экскурсии найдут своих слушателей, однако для большинства туристов, особенно в курортных городах, всё это скука смертная. Поэтому особое внимание обратите, есть ли у конкурентов необычные экскурсии. Если нет – а скорей всего так оно и сеть – сделайте ставку именно на них. Необычные экскурсии – это те, которые не отдают музейным нафталином и вызывают интерес у среднестатистического (не слишком образованного, не слишком интеллигентного) туриста. Что это может быть, зависит от вашей фантазии. Самые простые и очевидные примеры: экскурсия по самым известным питейным заведениям города; по местам самых известных в истории города аварий и катастроф; по аномальным и мистическим местам; по заброшенным заводам и военным городкам и т.д.
Ключом к успеху экскурсионного бюро является возможность предложить каждому клиенту что-то свое. Одним действительно будет интересно послушать про дореволюционную архитектуру, царских губернаторов и дворян, кто-то с удовольствием полюбуется природными красотами, а кому-то ой как охота поглядеть на местный дом с приведениями. Важно, чтобы у вас было несколько различных экскурсий – для интеллигентов, для простых работяг, для молодежи, для иностранцев, для детей, для пенсионеров.
Как уже говорилось, начинать тот бизнес можно с того, что самому детально изучить историю родного города, написать сценарий экскурсий, выучить его и самостоятельно водить туристов. Однако полноценный бизнес начинается тогда, когда непосредственно с клиентами работает не сам предприниматель, а его подчиненные. И здесь уже придется решать множество классическим проблем: найти помещение для офиса, нанять людей, дать рекламу и т.д.